книги
пьесы
поэзия
разное
здоровье
литература
проекты
иное

Культура и антикультура психотронного века


Существует истинная культура, которая основана на вере, мудрости и чистоте сердца, а также псевдокультура, которая является суррогатной имитацией истинной культуры, и антикультура с деструктивными, демоническими посылами. Мы живём в переходную эпоху, и агрессивность техносреды создаёт ещё больший вызов для человеческих душ по выживанию и сохранению веры и нравственности. Требуется молитвенная устремленность и мобилизация сил души. В новую эпоху требуются и новые творцы – продолжатели традиций, улавливающие потребности настоящего и будущих поколений.

Культура, псевдокультура, антикультура, демотивация, духовность, вера, душа, талант, классика, авангард, психотронный век.


В сказках гения - и физика, и лирика,

мир сгорит, чтоб возродиться вновь;

Мы эпохи тяжкой точно видим признаки,

все исчезнет, но останется любовь!

Все проходит. Жизнь возникает, и увядает, чтоб возродиться в зерне. Поколения проходят, оставляя молодым светлые надежды и старые грабли. Великие царства покоряют мир, чтобы затем быть разрушенными, и остаться глиняными черепками в культурном слое.

Все проходит. Вечная живая душа. Вечная истинная любовь, преобразующая Вселенную. Вечен творческий гений, воплощенный в живом слове и образе. Великие творения мастеров переживают века, и не только в оригинале, но и в многочисленных подражаниях, в тех бессмертных идеях, что были вдохновлены гением.

Время безжалостно к людям и культурному наследству. Мы печалимся об утратах, и обнаруживаем - то, что до нас дошло, часто, не самого лучшего качества. И остаётся удивляться, что некоторые подлинные шедевры дошли до нас, казалось бы, вопреки стихии времен и вандализма людей.

Видимо, на то есть воля Божья – что-то очень важное и ценное сохраняется в эпохах, чтобы наш ум не утратил духовных ориентиров, а сердце вдохновлялись светом истинным!

Мы определяем культуру в целом, как совокупность материального и информационного продукта, созданного человечеством; и при этом разделяем высокое искусство от, так называемого, ширпотреба, в котором творческий дух, словно разлит на массу товаров.

В узком понимании "культура" - относится, прежде всего, к сфере художественного творчества, как массового характера, так и штучного, тому, что имеет эстетическую ценность; и потребность в культуре, искусстве, прежде всего, душевная и духовная, выходящая за рамки утилитарных ценностей. При таком понимании уместно использовать термины "псевдокультура", "антикультура" и другие, исходя из того - какие душевные и духовные потребности человека удовлетворяет означенная культура, и насколько эти потребности являются истинными потребностями бессмертной души?

Исходя из этого, истинная культура - та, которая несёт благо для человеческих душ. Та, которая способствует правильному развитию души в гармонии с окружающим миром. Та, которая очищает нашу душу, развивает в человеке лучшие качества. Та, которая приближает нас к Царствию Небесному. Та, которая в своём творении была от света истинного, от чистого духа, и человек творящий был словно проводник небесного в земное.

Обычно так говорят по отношению к духовной, религиозной культуре; но природа творчества в любых аспектах деятельности универсальна. Пишет, к примеру, человек о Боге, о земной любви или даже на бытовые темы - сердце может быть открытым или закрытым, и то, что будет передано в произведении творца другим людям, зависит от истинного источника вдохновения, от способности творца к гармонии и отсеиванию диссонансов.

Сердце сразу распознает - откуда источник вдохновения творца, но наш ум склонен к заблуждениям. Так, ум часто ведётся на триггерные элементы творчества, на внешнюю похожесть, на разного рода антураж. Вообще, большинство людей легко отличают талантливое от бездарного, но различить талантливое и очень талантливое способны лишь немногие, особенно, когда талантливое разрушает привычные стереотипы, использует авангардные формы и решения.

Всё, что мы считаем классикой, было когда-то авангардом. Чтобы культура решала актуальные задачи просвещения, гармонизации мира; чтобы на уровне идей решались задачи цивилизационного развития, в постижении угроз и тенденций грядущего; чтобы души человеческие укреплялись в вере, а сердца очищались в любви – культура должна иметь крепкие корни традиций, и свежие побеги, устремлённые к солнцу.

Культура развивается, как живой организм, решая актуальные задачи, а актуальность означает персептивность, готовность к решению задач настоящего времени и будущего века. В культуре отражается вечное – именно такие произведения искусства переживают века. Те же творцы отражают вечное, кто может остро прочувствовать то, что уже «здесь и теперь», то, что читается в ленте времени, и актуально для тех времен, в которые приглашены их души.

Небеса дают нам вечные знания и указания до последних времён, но и в каждые века даются определенные корректировки и разъяснения для современников посредством духовных наставлений, научных разработок, творческих произведений и философских осмыслений.

В то же время старается и противник Бога, и в последние времена это особенно заметно, когда истинная культура затирается, выхолащивается и отстраняется агрессивной псевдокультурной и антикультурой.

У разных авторов значение этих терминов даётся по-разному, поэтому постараюсь сформулировать, как мне считается – более точно.

Псевдокультура есть то, что обычно выдаётся за истинную за истинную культуру, но таковой не является потому, как в ней нет ни чистоты сердца, ни света проницательности, ни гармонии интеллекта. Она, как суррогат истинного, как фальстификат, подменяющий подлинник. Зато, преуспеть в псевдокультурном творчестве способен практически каждый; а, учитывая, что большинство потребителей слабо разборчивы, псевдокультура доминирует, и чем ниже образовательный уровень нации, тем более откровенно суррогаты выдаются за что-то подлинное.

Если псевдокультура свидетельствует о бесталанности, то антикультура – создается талантливыми людьми, но по содержанию, по идейному заряду антикультура деструктивна. Она разрушает гармонию мира и человеческой души, она против света, и есть обращение, к так называемой «тёмной стороне силы». По сути, антикультура есть - то, что создаётся теми, кто получил своё творческий дар от противника Бога, и кто внедряет в сознание людей те идеи, которые противны Богу, и ведут наши души к погибели.

Мы знаем, что у Бога есть замысел, чтобы души человеческие вернулись к истинной вере, к чистоте разума и сердца, но враг человеческий противится замыслу Божьему, претыкая и соблазняя души; и, и особенно в ключевые моменты истории, когда предуготовлены смены эпох, эта борьба за души человеческие предельно обостряется; и каждой живой душе следует осознать, что она – на передовой этой великой битве, и что, может, от её стойкости зависит исход большого сражения. Когда же человек не отрывается от веры, он так себя и чувствует; и чувство ответственности мобилизует душевные силы, и молитвы возвращаются добрыми мыслями, которые при нашем трудолюбии способны воплотиться в нечто талантливое.

Как писал Иннокентий (Вениаминов): «Известно, что праздность есть мать всех пороков. И потому будь трудолюбив, привыкай к трудам; трудись, работай и делай все, что полезно и что нужно по твоему хозяйству и что должно по твоей обязанности Государю и Отечеству. Если праздность есть мать пороков, то трудолюбие можно назвать отцем добродетелей. Во-первых потому, что кто трудолюбив, тот, наверное, имеет менее грехов оттого, что ему некогда не только делать худое, но даже и думать о худом, потому что он или трудится и занимается своими обязанностями, или занимается спасением своим и обязанностями христианина. Во-вторых, потому, что кто привык быть трудолюбивыми, тот скорее согласится идти по пути в Царствие небесное, нежели тот, кто ведет праздную жизнь; и трудолюбивому легче идти по пути в Царствие небесное, нежели праздному».

При этом следует понимать, что святые отцы понимали, что труд это – не просто внешняя работа, но, прежде всего, работа внутренняя – над развитием своей души, на укрепление своих духовных доспехов и культивирования добродетели – и тогда даже в обычные, казалось бы, рутинные деяния привносится творческая струя, и в гармонии с высшей волей, творчество обретает силу преображения.

Для наших древних инстинктов, конечно желанно праздное благоденствие, и демоны манипулируют человеческим сознанием, в том числе, используя культурные механизмы, дабы люди сошли с узкого пути последовательного развития, избирая удовольствия ближнего плана и всякие лукавства для неправедного присвоения благ. Конкретно, вместо истинной культуры людям предлагается псевдокультура и антикультура, которая отводит человека от веры и от подлинной духовной работы, сбивая души на широкую дорогу, ведущую к погибели.

Близок к термину псевдокультура популярный ныне термин «демотиватор». Если оценить современную культуру, то за редким исключением – сплошные демотиваторы, обильно приправленные рекламой – всё для того, чтобы люди не очень задумывались, а просто потребляли то, что для них производят. Но вся эта вовлечённость в материальную культуру, которая принимает образ всё большего бескультурия, в замыслах князя мира сего, чтобы люди воспринимали его программы.

Когда же человек отстраняется от насущных для живой души задач посредством демотивации, он ослаблен духовно, и уже в плену потребительского мира. Такая душа уже слабо различает – где добро, и где зло, и легко ведётся на любое проявление силы, в том числе, демонической силы, которая проявляет себя в антикультуре. Поэтому, там, где утрачивается истинная вера, антикультура всё более агрессивна.

Буквально за несколько десятилетий агрессивность антикультуры в современном обществе значительно усилилась. Даже то, что считается классикой, традицией, в современном прочтении насыщается демонизмом; но самое прискорбное, что это воспринимается, как талантливые авторские решения.

Они, может, и талантливые, но воспевание тьмы есть – признак антикультуры; и там, где потеряна вера – как душе распознать источник творческого вдохновения – из какого лагеря приходят идеи и программы?

Так происходило всегда на стыке эпох, но в последние времена кризис ещё более напряжён в связи с развитием новых технологий, с тем, что мы вступили в психотронный век, форматирующий наши понятия и традиции во что-то иное, что ещё толком не осмыслено ни учёными, ни литераторами, ни философами. Ясно только то, что техносреда далеко не дружественна живой душе; и уже вопросы выживания на планете побуждают душу не просто совершенствоваться в вере, но проявлять сверхусилия, мобилизовать все внутренние резервы и воспламенять свои молитвы, чтобы стать достойным нового времени, когда не просто «белые и пушистые», а высоко духовные люди смогут одолеть агрессивность техносреды, преобразуя мир, и всё естество своё по образу и подобию Божьему.

В наше непростое время упадка веры и нравственного кризиса востребован талант, продолжающий древние духовные традиции и воспринимающий актуальные запросы настоящего и будущего. Необходимо обращаться к людям в стиле эпохи, при этом поднимая души, указывая на угрозы времени и на пути выхождения из кризисных ситуаций.

Необходимо учить и учиться распознавать источники вдохновения при создании творческих произведений, понимать глубинные механизмы творчества, как на уровне отдельных человеческих душ, так и на уровне сообществ и всей ойкумены.

Можно высказаться даже ещё жёстче, как это сделал Святитель Феофан Затворник в 1894 г.: «Зло растет, зловерие и неверие поднимают голову, вера и Православие слабеют… Что ж, сидеть, сложа руки? Нет! Молчащее пастырство – что за пастырство? Нужны жаркие книги, защитительные против всех злостей. Следует нарядить писак и обязать их писать… Надо свободу замыслов пресечь… Неверие объявить государственным преступлением. Материальные воззрения запретить под страхом смертной казни!» А сейчас-то времена ещё боле напряжённые, и требуется подлинное культурное мессионерство, используя, в том числе и новые технологии, и авангардные культурные проекты.

Проще, конечно, двигаться по накатанной колее, и, вроде, делая всё правильно, воспроизводить новые демотиваторы или, ещё того хуже – нечто демоническое.

Мудрым и чувствительным душам заметно, как деструктивное проникает во все сферы нашей жизни – насколько поражены наука, философия, литература, театр, кино, другие сферы искусства, не говоря уж об обыденных бытовых вещах.

Прежде, чем понять, прежде чем во всём разобраться, следует не побояться и предположить, что то, что мы считает хорошим и талантливым, является очередным, может, замаскированным, демотиватором, а демоны реально атакуют наше сознание и побуждают нас имитировать какую-то активность, чтоб только их не трогать?

Намерение к истине разжигает пламя сердец, чтобы в творчестве утверждалась вера, чтобы не сбиваться с узкого пути, ибо только этот путь выводит живые души к Царствию Небесному!

Список литературы

Святитель Иннокентий (Вениаминов) Указание пути в Царствие Небесное. – М.: Неугасимая лампада, 2014. – 98 с.

Святитель Феофан Затворник Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. – М.: Сибирская благозвонница, 2013. – 341 с.


Статьи

 

©Alex Hesse      на Главную      e-mail