книги
пьесы
поэзия
разное
здоровье
литература
проекты
иное

СВЯТИТЕЛЬ ИННОКЕНТИЙ О ТРУДОЛЮБИИ

Аннотация. Святитель Иннокентий был великий труженик и подвижник Божий. И нам следует учиться у него — как трудиться плодотворно и во славу Божью, обретая в трудах праведных Дух Святый и врачуясь от всех телесных и духовных недугов.

Ключевые слова: Святитель Иннокентий, трудолюбие, умное делание, неделание. Дух Святой, подвижничество, миссионерство, фарисейство, терпение и смирение.

14 И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия:
15 знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч!
16 Но, как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих.
17 Ибо ты говоришь: «Я богат, разбогател и ни в чём не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг.
18 Советую тебе купить у Меня золото, огнём очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть.
19 Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся.
(Откр: 3, 14 - 19)

Миллионы губок,
Фильтруя воду,
Создают острова в океане.

         Также и люди - понемногу внося свои лепты, меняют облик всей земли и преображают души свои намерением и усердием.
Человек от природы - существо, стремящееся к удовольствиям, и мотивация к деятельности возникает у него лишь тогда, когда комфортное существование заканчивается, и требуется как-то озаботиться поиском пищи, других потребностей, а также для выживания в агрессивной среде среди паразитов и хищников.
Трудолюбие при таком животном существовании, как таковое, не существует. Необходимость трудиться воспринимается, как бремя. Потому, как организму надо каким-то образом выживать, как-то противодействовать агрессивной среде, и как-то изыскивать блага для себя, пока тебя не опередили другие более успешные конкуренты.
Как говорится: «Хочешь жить - умей вертеться!» Это только Емеля мог на печи сидеть, ничего не делать, и все его желания исполнялись по щучьему велению!
А так - надо вкалывать, и порой делать не то, что хочется, а то, что надо, и никак от этого не отвертишься!
Разумеется, у многих людей и формируется такое отношение к трудовой деятельности, как к вынужденной каторге, на которую приходится идти, потому как: «Кто не работает - тот и не ест!» (А если этот товарищ, который нам — совсем не товарищ, не работает и ест за семерых - значит, он «хорошо устроился», значит, он - тунеядец, мироед, паразит, и прочие эпитеты, в которых и злоба, и зависть к тем, кто не как все и не вкалывает на тяжёлой работе).
Естественно, что когда человек относится к работе, как к каторге, когда человек исходит из того, что «от работы кони дохнут» - его мотивация - как бы снизить эмоциональный стресс не только от рабочего процесса, но и от внутренних предубеждений, связанных с этим трудовым процессом?
Первая идея, как раз таки, и состоит в том, чтобы трудиться как-то более экономно, но так, чтобы своих благ при этом не упустить, чтобы и рыбку сесть, и на путине не бултыхаться!
С одной стороны, такой подход иных работников побуждает к халтуре и тунеядству, типа: «Учись, студент!» С другой стороны, как известно, лень человеческая - мать изобретательности; и не только технической, но и организационной изобретательности, чтобы, например, выстроить работу так, что я думаю, а остальные - пусть вкалывают, и отдают мне заслуженную долю за интеллектуальную и организационную работу!
Другой логичный подход - как заставить себя трудиться - проявлять интерес к процессу труда, и, особенно, к результатам своего труда.
Вот, только, в этом мире не всегда так человеку фартит, что он занимается любимой деятельностью в свободном режиме, практически, без каких-либо заморочек, да ещё и получает по результатам этого труда немалые дивиденды - так что: живи, твори и радуйся!
Реально, для большинства выходит так, что хочется делать что-то приятное и не трудное, а выходит как всегда, и жизнь взваливает на плечи тяжкий крест, да ещё и подгоняет путника батогами судьбы.
И, вот, здесь впору впасть в отчаянье, проклясть белый свет... или задуматься, и попробовать реально разобраться - почему мне такая судьба? за что? и, главное, для чего? И что ждёт от меня милосердный Бог, и почему именно этот крест он возложил на меня для несения по жизни?
И я вижу других людей, несущих по жизни свои кресты. И я вижу узкий путь от Голгофы - до чертогов Небесного Царя. И я вижу святых подвижников, расставивших вехи на этом пути, и всей жизнью своей указавших то - как следовать пути, и как обращаться в верному проводнику - к Духу Святому, кто указует нам этот верный путь, и кто остерегает нас от отклонений погибельных, и кто посылает ангелов светлых, помогающих снести непомерные тяготы креста в восхождении путника.
Из многих святых подвижников мне хотелось бы особенно выделить Святителя Иннокентия (Вениаминова) - великого миссионера и великого труженика, о трудах которого мы - дальневосточники - вспоминаем постоянно, ибо во многом, благодаря его подвижничеству в Духе Святом и продвигалось российское освоение Сибири и Дальнего Востока, определив роль нашего региона на последующие времена, как точки роста, и как региона, просиявшего светом православия для спасения как местных, так и заселившихся народов!
Сам Святитель Иннокентий явил миру пример великого труженика и творческого во многих областях человека.
Он был и путешественником, и мастером на все руки, он много времени уделял научной исследовательской, писательской и переводческой работе, и, главное, он много трудился, как священник, как миссионер, просветитель и как по житейски мудрый человек, помогающий людям знаниями своими, а также, влияющий на людей и на природу, посредством обращения к Духу Святому, во славу Божью!
Будучи великим тружеником, Святитель Иннокентий и чад возлюбленных учил, что «истинному христианину не препятствует то, что считается истинно полезными и справедливым, и на самом дели есть таково. Таково есть, во-первых, трудолюбие, которое не только не препятствуете спасению души, но даже благоприятствует ему. Известно, что праздность есть мать пороков: так напр., отчего люди делаются пьяницами? От праздности. Кто бывает вором и разбойником? Праздный, и проч. И можно сказать даже утвердительно, что кто ничего не делает и ничем не занимается, тот, как бы ни казался хорошим, есть худой христианин и худой гражданин; и если он не есть великий грешник, то разве по особенному о нем Божию промыслу. И потому, будь трудолюбив, привыкай к трудам; трудись, работай и делай все, что полезно и что нужно по твоему хозяйству, и что должно по твоей обязанности Государю и Отечеству. Если праздность есть мать пороков, то трудолюбие можно назвать отцом добродетелей. Во-первых потому, что кто трудолюбив, тот наверное имеет менее грехов, оттого, что ему некогда не только делать худое, но даже и думать о худом: потому что он или трудится и занимается своими обязанностями, или занимается спасением своим и обязанностями христианина. Во-вторых потому, что кто привык быть трудолюбивым, тот скорее согласится идти по пути в Царствие небесное, нежели тот, кто ведет праздную жизнь; и трудолюбивому легче идти по пути в Царствие небесное, нежели праздному. Итак, быть трудолюбивым полезно всегда и везде. Но чтобы быть трудолюбивым, надобно приучать себя и привыкать к трудам с самого детства.»
Можно, конечно, долго рассказывать о жизни Святителя, но сейчас хотелось бы, обратившись к трудам Святителя Иннокентия, вывести какую-то формулу плодотворного труда, при котором и польза для мира, и сам человек с избытком восполняет ресурсы жизнестойкости для творческого долголетия.
Итак, каким должен быть труд с позиции работодателя и самого работника?
Работодатель, естественно, заинтересован в том, чтобы работник сделал то, что ему назначено, побольше и получше, и чтобы было воспроизводство труда и инновационный прогресс.
Работник готов проявить усердие при условии достойного вознаграждения, и так, чтобы не переусердствовать на этой работе (не угробить окончательно своё здоровье).
Конечно, многих негативных последствий от трудовой деятельности можно избежать, если сам трудовой процесс воспринимается трудящимся, как творческий процесс, когда получаешь удовольствие не только за оплату труда, но и от самого процесса, в стремлении к его качественному исполнению.
Реально, когда нет «надо» и «давай - давай!», творческий процесс происходит  обычно как бы наплывами. То оно хочется, но оно не хочется. То энтузиазм и вдохновение, а то и длительный перерыв - до нового рывка энтузиазма.
Так что, даже творческим людям приходится подстёгивать себя самодисциплиной, а обычно, среда дисциплинирует человека, чтобы ему интенсифицировать свой труд, и, в том числе, чтобы мобилизовать свой творческий потенциал для благих дел.
Чтобы понять, как дисциплинировать свою душу к творческому труду по христиански обратимся, опять таки, к наставлениям и к опыту Святителя Иннокентия.
Ведь, и ему, нередко приходилось делать то, что он не очень то хотел: выживать в непростых природных условиях, заниматься церковной бюрократией и другими не самыми приятными делами.
И что бы ни делал по жизни подвижник Божий, он всегда стремился исполнять качественно всё то, к чему подвизался; и даже если работа была, казалось бы, совсем не творческая, с Духом Святым она наполнилась особым смыслом, особой гармоничностью. И тогда - в восприятии духовном - деяние становилось, как не деяние, как то, что творится по духовному наитию во славу Божью!
В христианстве есть такое понятие, как умное делание, когда присутствует творческий подход к работе, чтобы выполнять её как-то особенно прочувствованно, словно под чутким духовным руководством, когда у практикующего ощущение такое, словно уже и не я что-либо делаю, но я, как проводник Духа Святого, что проявляет свою творческую потенцию в мире людей через меня, и я - как сотворец с Высшей Силой, пребываю в радости духовной, и постигаю мудрость Творца в Его деяниях и в не деяниях.
Если Вы внимательно почитаете труды Святителя Иннокентия, то он неоднократно подчёркивает, что задача подвижника - реально обрести и прочувствовать благосклонность Духа Святого, примерно так, как это чувствовали апостолы, в деяниях которых проявлялась Сила Божья.
А для того, чтобы обрести такую благосклонность по жизни от Духа Святого, необходимо не просто жить праведно, быть «белым и пушистым»  - требуется мощное рвение духовное. Требуется стремиться к безупречности бытия своего при всех жизненных обстоятельствах.
Требуется не останавливаться на достигнутом, успокаивая себя тем, что всё, вроде, хорошо, и со всеми жизненными заданиями я, вроде как, успешно справляюсь.
Когда человек учится выкладываться, именно, в духовном рвении, когда он стремиться развивать чуткость к духовному и стремится к вершинам духа - тогда и Дух Святой проявляет особую благосклонность к человеку, и облегчает ему ношу, чтобы достойно нести крест свой, но и также, и чтоб помогать другим людям в их жизненных тяготах, в их устремленности к истинно христианскому развитию в духовных приоритетах личности.
«Все люди несут свои кресты, – все и каждый, более или менее, страдает и терпит. Нести кресты не есть удел или участь одних только христиан: нет! Их несет и христианин и нехристианин, верующий и неверующий; но только та разность между ними, что одному кресты служат врачевством и средством к наследию Царства небесного, а другому они делаются наказанием, карою и казнью. Для одних кресты время от времени становятся легче, сладостнее, и наконец превратятся в венцы вечной славы, а для других становятся тяжелее и горестнее, – и, наконец, все кресты мира сольются в одно величайшее адское бремя, которое отяготеет над главами их, и под которым они будут страдать вечно и безотрадно. Но отчего же такая разность? – Оттого, что один несет их с верою и преданностью к Богу, а другой – с ропотом и хулами. И так, ты, христианин, должен не только не убегать крестов и не роптать на них, но, напротив того, благодарить Иисуса Христа, что Он посылает тебе их, и благодарить Его день и нощь, что Он удостоил тебя причислить к Своим крестоносцам.»
Святые учат нас относиться к каждому, даже не к самому приятному труду, как к молитве Божьей, ибо молитвы - не только в словах, они в наших жестах и в движениях, в наших мыслях и чувствах.
«Всякое дыхание - да славит Господа!» Потому, дыхание согласуется с движением и вниманием, чтобы не тупо что-то делать - лишь бы поскорее избавиться от этой проклятой работы и получить желанное вознаграждение; а чтобы уже здесь и сейчас обретать радость от единения с Духом животворящим, который одухотворяет даже самую простую деятельность нашу, паки же, действительно творческий процесс, когда создаётся нечто новое, креативное, и когда надо особенно обращаться к Духу Святому - быть для нас Наставником, источником сил и вдохновения, чтобы творить для вечности, во славу Божью!
Люди нередко жалуются, что им приходится выполнять рутинную не интересную работу, что они выгорают на этой работе, и получают от таких трудов целый букет хронических заболеваний.
Здесь, христианам, опять таки, советуется запастись терпением и смирением, и не зацикливаясь на материальном, проявлять усердие и в обыденном и духовном. Когда же человек научится не роптать на судьбу, а быть благодарным Богу за то, что у него есть, воспринимая поприще сие, как полигон для душевного развития - тогда подвижнику словно зачитывается по судьбе от Бога, и даются шансы - как-то изменить бытие свое, обычно, для более творческого воплощения жизненных потенций.
Как поучал Святитель Иннокентий: «Блажен, стократно блажен тот человек, которому Господь дарует нести внутренние кресты, потому что они суть истинное врачество душевное, верное и надежное средство сделаться сообразным Иисусу Христу, и, следовательно, они суть особенная и явная милость Господня и видимое Его попечение о спасении человека. Блажен тот человек и потому, что он находится в таком состоянии, до которого мы, без содействия благодати Божией, не только не можем достигнуть, но даже и не считаем этого нужным для своего спасения.
         Если ты страдания твои будешь переносить с покорностью и преданностью воле Господней, и не будешь искать утешения нигде и ни в ком, кроме Господа: то Он, по милости Своей, не оставит тебя, и не будет оставлять без утешения; будет прикасаться к сердцу твоему Своею благодатию и сообщать тебе дары Духа Святого. Среди страданий твоих, а, может быть, еще и при самом начале их, ты восчувствуешь в сердце твоем неизъяснимую сладость, дивное спокойствие и радость, каких ты никогда не чувствовал, и с тем вместе ты восчувствуешь в себе силы и возможность молиться Богу истинною молитвою, и веровать в Него истинною верою: и сердце твое загорит чистою любовью к Богу и ближнему. И все это есть дар Духа Святого.»
Каждому человеку следует понимать, что когда всё «хорошо», то это - не всегда хорошо. Ведь, когда по жизни не обязательно выкладываются по полной - люди легко впадают в ленность, и как-то уже не усердствуют духовно.
При этом они могут много чего делать, выдавать количественный рост по различным показателям, даже, жаловаться на то, что они по уши заняты работой. Вот, только конечный полезный результат такой деятельности - развитие человеческой души, духовный прогресс общества - почему-то недостижим. И, даже наоборот, люди отходят от веры, потому, что видят - те, кто сами много говорят о вере, сами не трудятся, как святые подвижники в Духе Святом, а порой, и вовсе поступают, как фарисеи - вроде, правильно, но в одержимости совсем иными духами.
Живя на Дальнем Востоке, как-то невольно сравниваешь настоящие времена с тем, что было во времена Святителя Иннокентия.
В те времена миссионерская деятельность была сравни подвигу. И пастырей было мало, и нива для их деятельности была обширная.
Большинство подвижников, решивших посвятить себя миссионерской деятельности, реально, выкладывались, и местные жители усваивали от них уроки христианских добродетелей и обращались к вере Христовой.
Что же мы видим сейчас? То что вера христианская как бы в упадке, и многие люди отходят от церкви; и, что особенно прискорбно, вера христианская как-то непопулярна у молодёжи, и многие не понимают и не признают христианских ценностей.
Конечно, как причину можно указать на то, что идёт широкомасштабное наступление тёмной антихристианской идеологии, и для этого используются все методы информационного воздействия на человека, да и вся система ценностей потребительского общества, как демонический инструмент, чтобы отстранить человека от духовного и вовлечь его в погоню за преходящим в пустых играх суетного разума.
Здесь, конечно, ценностям ущербного мира следует противопоставлять истинные духовные ценности и показывать примеры доброго служения в благодати Духа Святого.
Вот, только кто из нас живёт в этой благодати, как апостолы, как Святитель Иннокентий? Жизнь христиан вроде стала легче и отлаженнее, но много ли среди нас рвения духовного: и среди мирян, и среди священства?
Не потому ли многие и отворачивается от церкви Христовой, что видят проявления неофарисейства и духовного нападения?
Так, и послание Ангела к Лаодикийской церкви, оно, ведь, и про нас — про тех, кто «ни холоден и не горяч» и, вроде как, прилежен в трудах своих, и всем доволен и считает себя праведным и успешным.
Только Бог зрит в сердце каждого, и видит — где искренний свет души, где рвение и подвижничество духовное; а где — мутное болото, лишь прикрытое лицемерием фарисейским.
Вот, и Святитель Иннокентий как-то незримо присутствует среди нас, и он учит нас трудолюбию в Духе Святом во славу Божью.
И если в Его времена актуальной задачей было - миссионерство среди некрещенных народов; сейчас актуальная задача - внутреннее миссионерство. Следует обращаться к тем, кто и так позиционирует себя, как христианин, чтобы этот человек усвоил не только формальные атрибуты веры и христианской этики, но чтобы научился жить в Духе Святом, преобразуя весь мир и всю душу свою светлым творчеством.
Бог призывает всех нас к искреннему покаянию и творческим свершениям в рвении духовном; и да поможет нам в этом праведном деле Святитель Иннокентий молитвами, духовным наставничеством и предстоянием своим пред Богом Всевышним!

Список литературы.
Святитель Иннокентий (Вениаминов)  Указание пути в Царствие Небесное. – М.: Неугасимая лампада, 2014. – 98 с.

©Alex Hesse      на Главную      e-mail